ЕГЭ по обществознанию




























































































































Образцы эссе
1. «Создает человека природа, но развивает и образует его общество». (В.Г. Белинский)
 Каждый человек в широком смысле - это «дитя природы». Согласно биологическим закономерностям, человек обособился и развился из животного мира. Поэтому животные инстинкты вполне объяснимы в человеческой сущности, они имеют естественное происхождение. Однако человек ничем бы не отличался от животного, если бы эти инстинкты, дарованные природой, составляли бы его глубинную первооснову и определяли все его существование. Определяющее воздействие на складывание человека оказывает общество. Под обществом в данном случае мы понимаем обособившуюся от природы (совокупности естественных условий существования человека) часть мира. Утвердившиеся моральные нормы и правила поведения, культурные достижения, политико-правовые особенности, социально-экономические отношения - всё это разнообразные составляющие общества в целом. Только в обществе человек приобретает личностные характеристики (то есть такие социально значимые черты, которые характеризуют индивида как члена того или иного общества).
  Таким образом, на мой взгляд, В.Г. Белинский глубоко был прав, отмечая, что биологически человека создаёт природа; но сущностные характеристики человеческая личность приобретает и развивает в обществе, во взаимодействии с другими личностями, вступая с ними в разнообразные отношения. С другой стороны, представляется, что в данном высказывании В.Г. Белинского два этих понятия - «общество» и «природа» - выступают как диаметральные противоположности. Мне не представляется это правильным. Человек, общество и природа очень тесно взаимосвязаны, влияют друг на друга. Известно, что, с одной стороны, природная среда, географические и климатические особенности оказывают значительное воздействие на общественное развитие, ускоряя или замедляя его темп и, в конечном счете определяют ментальность народа (как совокупность общественных ценностей, установок, готовности действовать или мыслить определенным образом). С другой стороны, и общество влияет на естественную среду обитания человека. В последнее время чаще всего отмечают негативное воздействие человеческого общества на экологическую обстановку.
 Таким образом, завершая наш небольшой анализ, отметим, что природа и общество являются двумя основными составляющими, тесно взаимосвязанными, взаимодействующими, которые определяют особенности складывания и формирования человека как личности. Причем второй компонент (общество) в настоящее время оказывает непосредственное и наиболее сильное влияние; а воздействие природы в современном мире во многом опосредовано.

2. «Вам не удастся никогда создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов». (Ж.-Ж. Руссо) 
Я думаю, что автор хотел указать значение игровой деятельности в жизни человека, отметить, что игра в жизни человека занимает важное место. В процессе игровой деятельности человек может овладеть новыми знаниями. И я с этим совершенно согласна. Мудрецами не рождаются, мудрецами становятся в ходе активной деятельности. Известно, что деятельность - это специфически человеческая форма взаимодействия с окружающим миром. Любой из нас - и мудрец, и шалун - в процессе деятельности познает мир, создает необходимые для собственного существования условия, духовные продукты, а также формирует самого себя (свою волю, характер, способности). Таким образом, шалун через характерную для него активную деятельность познает мир и делает соответствующие выводы для себя. Шалит, значит, играет. Мне понравились слова немецкого поэта и философа Ф. Шиллера: «Человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет». Действительно, игры сопровождают человека на протяжении всей истории развития человеческого общества. Играя, маленький мальчик разбил стекло, теперь он знает, что стекло хрупкое. В ходе игровой деятельности ребенок не только познает мир, но и учится трудовым навыкам. Так, моя сестренка очень любит плескаться в тазике и стирать белье вместе с мамой и позже ей это поможет в жизни. В ходе игры человек учится общаться. Так, играя в «дочки - матери», дети усваивают социальные роли матери и ребенка. И главное - в игре всегда присутствует творчество как создание чего-то нового (ведь скучно повторять дважды одну игру), а творческая деятельность есть высшее проявление человеческой сущности. Таким образом, я считаю, нельзя наказывать за игры ребенка, а надо поддерживать детей, трудиться вместе с ними, играть вместе, познавать окружающее и тогда они станут мудрецами.

 3.  «История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков». (В.О. Ключевский) 
На первый взгляд может показаться, что не мог выдающийся русский историк В. О. Ключевский сказать, что история ничему не учит. По-моему, Ключевский хотел подчеркнуть, что если мы не знаем истории, то за это будем наказаны в жизни. И я с ним согласна. История - одна из древнейших наук. Она возникла с появлением человека на земле. Изучая историю, мы рассматриваем путь человечества на протяжении тысячелетий, т.е. мы изучаем исторический процесс. Исторический процесс -это последовательная череда сменяющих друг друга событий, в которых проявилась деятельность многих поколений людей. За историей кроются события; те или иные прошедшие или проходящие явления, факты общественной жизни. И каждое историческое событие обладает специфическими, только ему присущими чертами, и выяснение этих черт дает возможность полнее, красочнее представить то или иное событие. Кроме того, каждое историческое событие имеет важное значение.
 Необходимо изучать исторические события, чтобы извлечь правильный урок. Конечно, история никогда не повторяется дважды. Ведь социальные науки отличаются от естественных, где какое-то физическое явление можно воспроизвести какое угодно количество раз. Но и в истории присутствуют свои закономерности. Зная их, легче прогнозировать современное социальное развитие, предотвратить беду. Говорят французский король Людовик XUI перед казнью читал книгу об английском короле Карле I, которого тоже казнили революционеры. А прочитай он книгу раньше, может и не совершил бы ошибок, которые спровоцировали революцию во Франции. Мне хотелось бы привести примеры из истории России. Наполеон Бонапарт вторгся на территорию России с целью ее захвата. И ему даже казалось, что со взятием Москвы, Россия окажется в его руках. И как позорен был его побег из России! В своих воспоминаниях он предостерегал других о том, что не стоит воевать с Россией. Но честолюбивый фашистский лидер Адольф Гитлер решил вновь идти на Россию. Чем это закончилось?! Разгромом гитлеровской Германии в Берлине. Вот оно - наказание за незнание истории, неумение делать соответствующие выводов. В обычной жизни происходит то же самое.
Итак, можно сделать выводы, что история не прощает ее незнания.

4. «Прогресс есть замена одних неприятностей другими». (X. Эллис) 
Мы гордимся тем, что живем в век научно-технического прогресса. Что же такое прогресс? Направление развития, для которого характерны переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Неужели Эллис отрицательно относился к прогрессу? Наверное, на самом деле он хотел подчеркнуть его противоречивость. И тогда я с ним, совершенно согласна. Я считаю, что прогресс противоречив, т.е. наряду с положительными сторонами имеет и отрицательные моменты. Так, на протяжении истории четко прослеживается прогресс техники: от каменных орудий к железным, от ручных орудий к машинам, от использования мускульной силы человека и животных к паровым двигателям, электрическим генераторам, атомным электростанциям, от перевозки на вьючных животных к автомобилям, скоростным поездам, самолетам, от деревянных счетов с костяшками для осуществления простых математических операций к мощным компьютерам. Но прогресс техники, развитие индустрии, химизация и другие изменения в области производства привели к разрушению природы, к  непоправимому ущербу для среды обитания человека, к подрыву основ существования общества, к появлению глобальных проблем. Возьмем другой пример. Открытия в области ядерной физики дали возможность получить новый источник энергии, были созданы атомные электростанции. Это, безусловно, прогресс. Но в то же время эти открытия создали мощное атомное оружие. В августе 1945 года были сброшены атомные бомбы на города Хиросима и Нагасаки. Города были разрушены, убиты и ранены тысячи ни в чем не повинных мирных жителей. А чернобыльская трагедия, происшедшая в апреле 1986 года на Чернобыльской АЭС, до сих пор пагубно сказывается как на природе, так и на здоровье мирных людей.
 Таким образом, попытки ускорить прогресс иногда оборачиваются непомерно высокой ценой. Прогресс в одной сфере жизни общества может сопровождаться регрессом в другой, тем не менее, я считаю, что жизнь без прогресса невозможна, к нему нужно стремиться. Однако критерием прогресса должен быть гуманизм.



Видеоуроки по блоку С







 
Задания С 1 - С 4

Задания С1-С4 представляют собой вопросы, данные по тексту. Обычно текст состоит из 250-300 слов, на заданную тему из обществоведческих линий. Для того, чтобы понять, как безошибочно выполнять задания С1-С4, давайте разберемся в их специфике. С1 – задание на нахождение информации, содержащейся в документе в явном виде. Это значит, что в ответе на задание требуется написать информацию, указанную непосредственно в тексте, не более того, причем сделать это цитатами. Например, «Назовите признаки (…), указанные в тексте». Самодеятельность в этом задании строго запрещена. Только то, что в тексте. Задание является базовым, за правильное выполнение этого задания можно получить 2 балла. С2 – задание на интерпретацию текста. Необходимо не только найти в тексте необходимую информацию, но и правильно её изложить. Зачастую информация по этому заданию разбросана по всему тексту. Например, «Выделите указанные автором причины (…). Назовите три причины». Это задание уже посложнее, но все равно базового уровня. За правильное выполнение этого задания можно получить 2 балла. С3 – задание на дачу характеристики текста, или его отдельных положений на основе обществоведческого курса. Это задание контекстное. То есть, текст в данном задании будет являться опорой на то задание, которое будет указано. Иными словами, ответа на это задание в тексте не будет. Например, «Проанализируйте с точки зрения наличия или отсутствия основных признаков социальной группы такую группу, как пассажиры одного авиарейса. Конкретизируйте один из своих выводов». Это задание высокого уровня сложности, за его выполнение можно получить 3 балла. С4 – задание на использование информации из текста в новой познавательной ситуации, в которой придется применять аргументацию и формулировать оценочные суждения, основанные на вашем мнении. Мало того, что вы должны найти нужную информацию из текста, вы должны знать материал из обществоведческого курса по этой теме, а также иметь на этот материал свою точку зрения, которую нужно умело доказывать. Например, «Как вы понимаете выдвинутое автором положение о роли группы в формировании «Я-концепции»? Ответьте на этот вопрос, используя свои знания из курса обществоведения». Это задание высокого уровня сложности, за его выполнение можно получить 3 балла. Задания предельно понятны и достаточно просты на первый взгляд, однако имеют ряд нюансов. Некоторые советы по правильному выполнению этих заданий: 1) Обязательно используйте сплошное чтение – сначала прочитайте полностью весь текст и задания к нему. 2) Определите, к какой обществоведческой линии относится текст. 3) Внимательнейшим образом читайте задание, при его выполнении нужно четко придерживаться инструкции в описании самого задания. Это действительно важно! 4) Когда будете отвечать, помните, даже одно слово по теме задания может быть засчитано как правильный ответ! Поэтому, если вы не уверены в своем ответе или считаете его банальным, все равно пишите! Поверьте, эксперт сделает все, чтобы зацепиться за ваш ответ, даже если он будет неполным или неточным. 5) Ни в коем случае не выходите за рамки вопроса – пишите только то, что от вас требуется. Если от вас требуют точку зрения автора, которая указана в тексте – ее и пишите, никакой отсебятины. Именно поэтому еще раз перечитайте пункт №3. 6) Пишите аккуратным почерком, разборчиво и понятно, чтобы не вызывать лишнее раздражение проверяющих вашу работу. Основные ошибки при выполнении этих заданий: 1) Как ни странно, но путают номера заданий при ответе. Чтобы этого не было – ставьте номер задания. Обязательно. 2) Ни в коем случае нельзя приводить один и тот же аргумент в заданиях! Если в С3 конкретизируя свой вывод, вы приводите пример, в С4 такой пример уже приводить нельзя! Его сразу же не засчитают. 3) Невнимательно читают задания и инструкции выполнения. От этого все беды. Например, пишут свое мнение там, где надо писать мнение автора. 4) Там, где требуют указать свое мнение (согласиться\не согласиться), ключевую фразу «Я согласен\не согласен» не пишут. А потом эксперт должен догадываться, что имел ввиду ученик. Имеет очень плачевные последствия – не написав этой фразы, но приведя правильные аргументы, можно сразу получить 0 баллов вместо 3. Обратите на это внимание. 5) Приводят бытовые примеры, свидетельствующие о обыденном понимании предмета, что крайне недопустимо – примеры «из жизни» в этих заданиях должны быть редкостью. 6) Западает линия «Право» и «Политика», потому что по этим линия тяжело приводить обществоведческие примеры. Обратите внимание, что за задания С1-С4 можно получить 10 баллов, не сильно себя перетруждая. Поэтому подойдите к их выполнению со всей ответственностью.

Комментариев нет:

Отправить комментарий